Основные типы подшипников

Подшипники можно классифицировать на следующие основные типы:

  • шариковые,
  • роликовые цилиндрические,
  • роликовые конические,
  • двухрядные самоустанавливающиеся подшипники,
  • игольчатые подшипники,
  • упорные шариковые,
  • упорные роликовые.

Шариковые подшипники

 

Шариковые подшипники наиболее распространенный тип подшипников. В них применяются шариковые тела качениякоторые катятся в беговых дорожкахвыполненных на поверхностях наружных колец (обойм), и заключены в штампованные или механически обработанные или синтетические (полимерные) сепараторы. Благодаря точечному контакту между шариками и беговой дорожкой момент трения у такого типа подшипников не великпоэтому они могут развивать большие скорости вращения.

 

Шариковый подшипник

 

 

Шариковый подшипник

 

Элементы шарикового подшипника

 

Наружное кольцо

Внутреннее кольцо

Тела качения

Типы сепараторов

полимерный

штампованный

механически обработанный

Элементы шарикового подшипника - наружное кольцо

Элементы шарикового подшипника - внутреннее кольцо

 

 

 

Элементы шарикового подшипника - тела качения

 

 

 

Элементы шарикового подшипника - сепаратор полимерный

Элементы шарикового подшипника - сепаратор штампованный

Элементы шарикового подшипника - сепаратор механически обработанный

 

По воспринимаемой нагрузки шариковые подшипники классифицируются на:

 

 

 

 

 

 

  • упорные — воспринимают только осевые силы;

  • с четырёхточечным контактом — воспринимают осевые нагрузки в обоих направлениях или комбинированную радиальную нагрузку при одновременном действии осевой.

Некоторые конструкции шариковых радиальных подшипников - открытый однорядный подшипник стандартной конструкции

Некоторые конструкции шариковых радиальных подшипников - открытый однорядный подшипник со сферическим наружным кольцом

а)

б)

Некоторые конструкции шариковых радиальных подшипников - открытый однорядный подшипник с утолщенным наружным кольцом

Некоторые конструкции шариковых радиальных подшипников - открытый двухрядный подшипник стандартной конструкции

в)

г)

 

а — открытый однорядный подшипник стандартной конструкции,

б — открытый однорядный подшипник со сферическим наружным кольцом,

в — открытый однорядный подшипник с утолщенным наружным кольцом,

г —  открытый двухрядный подшипник стандартной конструкции

 

 

Некоторые конструкции шариковых радиальных подшипников

 

Некоторые конструкции шариковых радиально-упорных подшипников - однорядный радиально-упорный подшипник стандартной конструкции

Некоторые конструкции шариковых радиально-упорных подшипников - однорядный подшипник с четырёхточечным контактом

а)

б)

Некоторые конструкции шариковых радиально-упорных подшипников - двухрядный радиально-упорный подшипник стандартной конструкции

Некоторые конструкции шариковых радиально-упорных подшипников - двухрядный радиально-упорный подшипник типа HUB

в)

г)

 

а — однорядный радиально-упорный подшипник стандартной конструкции,

б — однорядный подшипник с четырёхточечным контактом,

в — двухрядный радиально-упорный подшипник,

г —  двухрядный радиально-упорный подшипник типа HUB

 

 

Некоторые конструкции шариковых радиально-упорных подшипников

 

Применение:

  • радиальные шариковые подшипники — электродвигателиэлектробытовая техниканебольшие высокоскоростные редукторыдеревообрабатывающие станкимедицинское оборудование….;

  • радиально-упорные шариковые подшипники — станочные шпинделиэлектродвигателинасосы…;

  • с четырёхточечным контактом — редукторы 

 

 

Роликовые цилиндрические подшипники

 

Отличительной особенностью этого типа подшипников является применение в качестве тел качения цилиндрических роликов, заключенных в сепараторы, изготавливаемых из различных материалов. Предназначены для несения высоких радиальных нагрузок при отсутствии осевых. Повышенная несущая способность роликовых цилиндрических подшипников (в 1.5-2 раза большая, чем одинаковых по размерам шарикоподшипников) обусловлена линейным контактом между роликами и беговыми дорожками.

Роликовый цилиндрический подшипник

 

 

Роликовый цилиндрический подшипник

 

Элементы роликового цилиндрического подшипника

 

Наружное

кольцо

Внутреннее

кольцо

Тела качения

Типы сепараторов

полимерный

стальной

латунный

Элементы роликового цилиндрического подшипника - наружное кольцо

Элементы роликового цилиндрического подшипника - внутреннее кольцо

Элементы роликового цилиндрического подшипника - тела качения

Элементы роликового цилиндрического подшипника - сепаратор полимерный

Элементы роликового цилиндрического подшипника - сепаратор штампованный

Элементы роликового цилиндрического подшипника - сепаратор механически обработанный

 

Роликовые цилиндрические подшипники могут содержать один или несколько рядов тел качения (при этом грузоподъемность увеличивается).

 

Некоторые конструкции роликовых цилиндрических подшипников - однорядный роликовый цилиндрический подшипник

а)

б)

 

а — однорядный роликовый цилиндрический подшипник,

б — двухрядный роликовый цилиндрический подшипник

 

 

Некоторые конструкции роликовых цилиндрических подшипников

 

Применение:

  • большие электродвигатели,

  • осевые буксы железнодорожного транспорта,

  • гильотины,

  • мощные редукторы,

  • насосы;

  • шпиндели металлорежущих станков…

 

Роликовые конические подшипники

 

Благодаря применению конических роликов расположенных под некоторым углом к оси вращения подшипника, данный тип подшипников воспринимает комбинированные нагрузки (совместное действие радиальных и осевых сил).

 

Роликовый конический подшипник

 

 

Роликовый конический подшипник

 

Элементы роликового конического подшипника

 

Наружное кольцо

Внутреннее кольцо

Тела качения

Типы сепараторов

полимерный

стальной

Элементы роликового конического подшипника - наружное кольцо

Элементы роликового конического подшипника - внутреннее кольцо

Элементы роликового конического подшипника - тела качения

Элементы роликового конического подшипника - сепаратор полимерный

Элементы роликового конического подшипника - сепаратор штампованный

 

В зависимости от условий применения, конические подшипники выпускаются различной конструкции. К примеру, для несения больших нагрузок применяются двухрядные конические роликоподшипники, а для установки в ступицы автомобилей – специальные узлы типа HUB, полностью отрегулированные и смазанные.

 

Некоторые конструкции роликовых конических подшипников - однорядный роликовый цилиндрический подшипник

Некоторые конструкции роликовых конических подшипников - двухрядный роликовый цилиндрический подшипник

а)

б)

Некоторые конструкции роликовых конических подшипников - двухрядный роликовый цилиндрический подшипник типа HUB

в)

 

а — однорядный роликовый конический подшипник,

б — двухрядный роликовый конический подшипник,

в — двухрядный роликовый конический подшипник типа HUB

 

 

Некоторые конструкции роликовых конических подшипников

 

Применение:

  • косозубые механические передачи,

  • осевые буксы железнодорожного транспорта,

  • ступицы легкового и коммерческого автотранспорта…

 

Двухрядные самоустанавливающиеся подшипники

 

У этих подшипников внутренняя поверхность наружного кольца выполнена по сфере, придавая способность самоустанавливаться, что позволяет им работать при значительном перекосе внутреннего кольца относительно наружного, вызванном несоосностью посадочных мест или прогибом вала от действия нагрузок. Двойной ряд тел качения обеспечивает повышенную грузоподъемность и компенсирует отрицательные конструктивные особенности.

 

Двухрядный сферический подшипник

 

 

Двухрядный самоустанавливающийся подшипник

 

Данные подшипники, как правило, поставляются с сепараторами из:

  • стали – для использования в подшипниках общего применения  или при работе в условиях высоких температур;

  • полимеров  – для использования в подшипниках общего применения;

  • латуни – для работы в условиях вибрации.

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника

 

 

 

 

Наружное

кольцо

Внутреннее

кольцо

Тела качения

Типы сепараторов

полимерный

стальной

латунный

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника - наружное кольцо

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника - внутреннее кольцо

 

 

 

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника - тела качения

 

 

 

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника - сепаратор штампованный

Элементы двухрядного самоустанавливающегося подшипника - сепаратор механически обработанный

 

 

 

 

Выпускаются в двух вариантах:

  • двухрядные шариковые – воспринимают радиальные нагрузки и работают при повышенных скоростях вращения;

  • двухрядные роликовые – воспринимают большие радиальные и осевые нагрузки.

Некоторые конструкции двухрядных самоустанавливающихся подшипников - двухрядный самоустанавливающийся роликовый подшипник

Некоторые конструкции двухрядных самоустанавливающихся подшипников - двухрядный самоустанавливающийся шариковый подшипник

а)

б)

 

а — двухрядный самоустанавливающийся роликовый подшипник,

б — двухрядный самоустанавливающийся шариковый подшипник

 

 

Некоторые конструкции двухрядных самоустанавливающихся подшипников

 

Применение:

  • бумагоделательные машины,

  • металлургические прокатные станы,

  • большие вентиляторы;

  • опоры ветряных электрогенераторов;

  • карьерные машины

 

Игольчатые подшипники

 

Использование тонких цилиндрических тел качения (иголок) в игольчатых подшипниках, позволяет снизить радиальные размеры по сравнению с обычными роликовыми цилиндрическими подшипниками и уменьшить себестоимость, при сохранении примерно такой же (или даже большей) несущей способности, однако имеют ограничения по скорости вращения.

 

Игольчатый подшипник

 

 

Игольчатый подшипник

 

Элементы игольчатого подшипника

 

Наружное кольцо

Внутреннее кольцо

Тела качения

Типы сепараторов

полимерный

стальной

Элементы игольчатого подшипника - наружное кольцо

Элементы игольчатого подшипника - внутреннее кольцо

Элементы игольчатого подшипника - тела качения

Элементы игольчатого подшипника - сепаратор полимерный

Элементы игольчатого подшипника - сепаратор штампованный

 

В настоящее время игольчатые подшипники, являясь одним из самых востребованных типов подшипников (уступая по распространенности только шариковым подшипникам), производятся в различных конструктивных исполнениях. К примеру, когда на узел действуют сразу несколько нагрузок, применяются комбинированные подшипники, в которых игольчатый подшипник комбинируется с другим типом подшипников (либо с радиальным шариковым, либо с радиально-упорным шариковым, либо с упорным цилиндрическим).

 

Некоторые конструкции игольчатых подшипников - однорядный игольчатый подшипник

 

а)

 

Некоторые конструкции игольчатых подшипников - комбинированный игольчатый подшипник

 

б)

 

 

а — однорядный игольчатый подшипник,

б — комбинированный игольчатый подшипник

 

Некоторые конструкции игольчатых подшипников

 

Применение:

  • редукторы,

  • двигатели внутреннего сгорания,

  • системы рулевого колеса,

  • тормозные системы,

  • опоры осей,

  • двигатели для моторных лодок,

  • электроинструмент,

  • копировальная техника,

  • факсовые аппараты,

  • агрегаты для продвижения бумажного листа,

  • держатели для бумажных полотенец,

  • спортивные тренажёры.

 

Упорные шариковые подшипники

 

Являются разновидностью шариковых подшипников. Предназначены для восприятия только осевых нагрузок — радиальную нагрузку воспринимать не могут.

 

Упорный шариковый подшипник

 

Упорный шариковый подшипник

 

Элементы упорного шарикового подшипника

 

Наружное кольцо

Внутреннее кольцо

Тела качения

Стальной

 сепаратор

Элементы упорного шарикового подшипника - наружное кольцо

Элементы упорного шарикового подшипника - внутреннее кольцо

Элементы упорного шарикового подшипника - тела качения

Элементы упорного шарикового подшипника - сепаратор штампованный

 

Для восприятия осевой нагрузки в одном направлении — применяются однорядные шариковые упорные подшипникив случае когда действует двухсторонние осевые усилия — двухрядные шариковые упорные.

 

Некоторые конструкции упорных шариковых подшипников - однорядный шариковый упорный подшипник

Некоторые конструкции упорных шариковых подшипников - двухрядный шариковый упорный подшипник

а)

б)

 

 

а — однорядный шариковый упорный подшипник,

б — двухрядный шариковый упорный подшипник

 

Некоторые конструкции упорных шариковых подшипников

 

Применение:

  • вертикальные валы,

  • вращающие центра металлорежущих станков,

  • домкраты.

 

Упорные роликовые подшипники

 

Используются в тех случаях, когда действуют крайне большие осевые нагрузки.

 

Упорный роликовый подшипник

 

 

Упорный роликовый подшипник

 

Элементы упорного роликового подшипника

 

Наружное кольцо

Внутреннее кольцо

Тела качения

Стальной

 сепаратор

Элементы упорного роликового подшипника - наружное кольцо

Элементы упорного роликового подшипника - внутреннее кольцо

Элементы упорного роликового подшипника - тела качения

Элементы упорного роликового подшипника - сепаратор штампованный

 

Такие подшипники выпускаются в трех видах:

  • с цилиндрическими роликами — для работы при больших нагрузках и небольших скоростях;

  • с коническими роликами — для работы при чрезвычайно высоких осевых нагрузкахударах и повышенных скоростях вращения;

  • с сфероконическими роликами — обладают свойствами самоустанавливаемости и могут нести большие радиальные и осевые нагрузки.

Некоторые конструкции упорных роликовых подшипников - упорный сферический роликовый подшипник

Некоторые конструкции упорных роликовых подшипников - упорный цилиндрический роликовый подшипник

а)

б)

 

 

а — упорный сферический роликовый подшипник,

б — упорный цилиндрический роликовый подшипник

 

Некоторые конструкции упорных роликовых подшипников

Применение:

 

  • тяжелонагруженные вертикальные валы,

  • упорные блоки прошивных станов,

  • генераторы переменного тока,

  • экструдеры,

  • поворотные узлы металлургического оборудования…

Свяжитесь с нами